IL18-pic905-895x505-35746

Наиболее вероятной причиной катастрофы Ил-18 в Якутии эксперты называют неисправное навигационное оборудование. Сейчас «черные ящики» разбившегося самолета извлечены и направлены на экспертизу. Четверо из 39 пострадавших находятся в крайне тяжелом состоянии.

Военно-транспортный ИЛ-18 потерпел крушение из-за неисправности техники в сочетании с ошибками пилотирования, рассказал источник, знакомый с расследованием авиационных происшествий в военно-воздушных силах. Он отметил, что не стоит исключать версию, связанную с внешними факторами (нелетная погода, обледенение, полярная ночь). Также причиной аварии мог стать и человеческим фактор.

Однако версия, связанная с навигационной ошибкой, — наиболее вероятная, сказал эксперт.

С ним согласен другой источник с опытом службы в военно-транспортной авиации.

«В условиях плотной облачности и полярной ночи самолет из-за неисправности навигационного оборудования приступил к снижению и ошибочно совершил посадку в 30 км от взлетно-посадочной полосы. При этом экипаж был твердо уверен, что находится на глиссаде снижения и совершает посадку в штатном режиме на взлетно-посадочной полосе аэродрома Тикси», — рассказал он.

В понедельник Ил-18 выполнял плановый перелет с аэродрома Канск (Красноярский край) на аэродром Тикси (Якутия). Однако в 04:45 по московскому времени в 30 км от аэродрома Тикси самолет совершил аварийную посадку. На борту воздушного судна, по предварительным данным, были только военные: 32 пассажира и семь членов экипажа. Четверо сейчас находятся в крайне тяжелом состоянии, 34 — в тяжелом. Всем им оказывается медицинская помощь.

Все пострадавшие в результате аварийной посадки при состоянии, допускающим транспортировку, будут доставлены для прохождения лечения и реабилитации в центральные военные клинические госпитали Минобороны в Москве и Санкт-Петербурге, заверили в военном ведомстве.

По предварительным данным, самолет, находившийся в эксплуатации 51 год, разбился в условиях метели, плохой видимости и обледенения.

При этом все эксперты отмечают, что в декабре в Тикси при таких морозах (–27°C — –30°C) обледенения быть не может.

Возраст самолета также не имеет значения, утверждает генерал-лейтенант, экс-командующий Дальней авиацией Михаил Опарин.

«Ил-18 — это мой любимый самолет, я на нем много летал. Это очень простая в пилотировании машина, — рассказал Опарин. — Все самолеты делятся на две категории — «летно годен» и «летно негоден». Если судно проходит все плановые технические обслуживания и проверки, возраст ни при чем».

По предварительной информации местных властей, причиной аварии стал сильный боковой ветер. Однако это также маловероятно, утверждают эксперты.

Если бы причиной аварийной посадки стал сильный боковой ветер, то крушение произошло бы непосредственно на взлетно-посадочной полосе, поясняют специалисты.

«А на расстоянии 30 км от аэродрома посадки самолет находится на высоте от 2 до 3 тыс. м. Никакого бокового ветра там быть не могло», — рассказал один из опытных пилотов военно-транспортной авиации.

Он также опроверг версию о том, что причиной крушения Ил-18 стали «неполадки в двигателе в связи с отказом системы подачи горючего», которую выдвигали ранее российские СМИ.

Экипаж «тянул машину до последнего», надеясь посадить лайнер на подходящей площадке. Так как взрыва и пожара не последовало, это дало повод некоторым специалистам рассматривать версию о «плохом горючем», писала газета «Комсомольская правда».

По словам пилота, Ил-18 отлично садится и при трех работающих двигателях из четырех.

«Неисправный двигатель переводится в режим автофлюгирования, и посадка выполняется практически в штатном режиме. Посадка этого самолета возможна даже на двух работающих двигателях, если работоспособные двигатели находятся на разных консолях крыла. К фатальным случаям можно отнести только тот вариант, когда два неисправных двигателя находятся на одном крыле», — рассказал пилот.

По словам собеседника, не выдерживает никакой критики и версия о «плохом горючем».

«Если самолет долетел до Тикси — значит, к авиационному топливу претензий быть никаких не может», — пояснил собеседник.

Впрочем, не известно, сколько в топливных баках Ил-18 оставалось горючего, отмечают специалисты.

«Если топливо было на пределе, то есть оставалось менее 1800 кг и загорелись сигнальные лампы, то вполне возможно, что топливные насосы самолета засосали конденсат. Он образуется в баках машины, если самолет до этого долго не летал и не проводились соответствующие проверки. В пользу версии, что топлива на самолете было немного, говорит и тот факт, что самолет при ударе о землю не загорелся», — рассказал источник в авиаотрасли.

Однако он отметил, что такой случай маловероятен.

«Самолет в Тикси полетел полностью заправленным — не заправленными самолеты военно-транспортной авиации на зиму не оставляют», — пояснил собеседник.

После крушения самолет развалился на три части, при этом возгорания на месте аварии не было, утверждает РИА «Новости» со ссылкой источник в силовых структурах. Однако по другим данным, Ил-18 при посадке уцелел.

Судно действительно получило деформацию, но обломков нет, самолет остался цел, заявил глава Булунского улуса, где произошел инцидент, Игорь Кудряшов.

«Обломков нет — была жесткая посадка, и самолет деформировало. Собирать нечего — судно целое. Все пассажиры и члены экипажа эвакуированы. Сейчас в районе начинается пурга, делать там нечего, но военные остались охранять место. Завтра комиссия продолжит свою работу в районе», — сказал Кудряшов.

По факту аварийной посадки самолета военные следователи уже начали проверку. На месте происшествия работает следственная группа военного следственного отдела СК РФ по Якутскому гарнизону. Также привлечены криминалисты из следственного управления Следственного комитета по Восточному военному округу.