китайские танки

Китай не первый год пытается ворваться в клуб обладателей современной бронетехники. Успехи промышленности и на танковом биатлоне в России заставили ведущих экспертов задуматься о том, насколько успешной будет работа китайского ВПК и какое место на мировом рынке в конечном счете займет китайская бронетехника.

Конкуренция

Особенности мировой торговли оружием вообще и бронетехникой в частности таковы, что не в последнюю очередь потенциальный клиент будет изучать стоимость контракта, и почти наверняка захочет поторговаться. Современное положение дел таково, что государству, желающему поддерживать боеспособность собственных Вооруженных сил совершенно не обязательно осваивать тяжелое машиностроение, металлургию, создавать собственную конструкторскую школу. Достаточно иметь солидный счет в банке и наладить связи с теми, кто давно и вполне успешно занимается строительством бронетехники для себя и «на заказ».

Несмотря на то, что вопрос отказа от использования тяжелых механизированных бригад за минувшие несколько лет поднимался неоднократно, никто до сих пор не готов спорить с утверждением, что танк — самая живучая и защищенная машина на поле боя. Однако помимо устоявшихся как внутри собственных государств, так и на мировых торговых площадках производителей бронетехники на большой оружейный рынок пытаются ворваться продукты ВПК из КНР.

К технике из Поднебесной у большинства обывателей отношение предвзятое, мол, и надежность не очень и функционал так себе. Однако к военной технике из КНР это относится лишь частично — за минувшие несколько лет Китай активно перешел от модернизации уже существующего вооружения к созданию современных видов оборонительных и наступательных средств, с помощью которых не только планируется перевооружить НОАК, но и начать масштабную экспансию на международные рынки. С появлением китайских стендов на мировых выставках конкуренция обостряется до предела, ведь всего за три года совокупный доход от продажи одной бронетехники (включая контракты на ее модернизацию и ремонт) специалисты оценивают примерно в $9,5 миллиардов.

Интерес КНР к этому рынку легко объяснить — деньги лишними не бывают, а собственные технологии и производство нужно развивать уже сейчас. Единственный вопрос заключается в том, готов ли Китай к жесткой конкуренции на мировом рынке ОБТ?

Без права на экспорт

До того момента как подпись под договором о поставке бронетехники займет свое место, а первый транш отправится на счета госкорпораций, важно понять какими именно качествами должен обладать современный основной боевой танк. Сформировать концепцию ОБТ XXI века можно лишь после накопленного опыта, знаний, строительства опытных образцов и долгого изучения возникающих в ходе эксплуатации дефектов. Однако такой путь не может быть пройден за пять, или даже десять лет. Однако китайская военная промышленность, опиравшаяся на еще советские технологии, давно и относительно успешно освоила производство бронетехники, которую позднее охотно раскупали зарубежные заказчики.

Хороший пример такой сделки — поставка ОБТ Тип-59, почти полностью скопированного с советского Т-54 в десяток государств, среди которых Камбоджа, Иран, Ирак, Вьетнам, Бангладеш, Пакистан. Однако то был первый, фактически, оплаченный кровью опыт — Тип-59 Вооруженных сил Ирака для западных танков с их мощной броней и системами управления огнем во многих случаях становились легкой добычей. Учитывая слабую защищенность и другие недостатки, китайские промышленники решили освоить выпуск ОБТ следующего поколения, разработанного с поправкой на участие в масштабных боестолкновениях.

Тип-96 во многих отношениях оказался похож на то, что мировая общественность увидела в Вооруженных силах СССР еще в начале 70-х. Практически точная копия танка Т-72 с гладкоствольной 125-мм пушкой и автоматом заряжания получилась вполне удачной, и главное дешевой. В 2000-х годах машина пережила небольшую модернизацию, в ходе которой получила комплекс защиты и модернизированную силовую установку. Однако о выходе на экспорт с такими характеристиками не могло быть и речи — более совершенные, быстрые, надежные и оснащенные современными боеприпасами танки европейского и российского производства практически в любом серьезном тендере (на поставку 200 и более машин) задушили бы китайские танки еще в зародыше. Однако Тип-96 оказался не так безнадежен, как казалось.

Китайские танкисты, в 2015 году принимавшие участие в международных армейских играх и танковом биатлоне, выступали на серьезно модернизированной и облегченной версии танка Тип-96А. «В 15 году после первых тренировок на полигоне стало понятно, что китайские танки станут, пожалуй, главными конкурентами для российских машин. Однако в ходе соревнования стабильность работы машины и качество стрельбы оставляли желать лучшего», — отмечает независимый военный эксперт Алексей Хлопотов. По словам эксперта, стремление максимально облегчить машину сыграло с китайскими военными злую шутку.

«На переоблегченных машинах возникла большая нагрузка на агрегаты и приборы управления огнем — у них стала слетать юстировка», — пояснил Хлопотов. Стоит заметить, что речь тогда шла о специальной подготовленной машине, а не о серийном изделии. Ровно через год, после того как соответствующие изменения в конструкцию были внесены, китайский экипаж выступал уже на другой модернизированной машине, танке Тип-96В. «Гоночный танк» для биатлона построили с соблюдением всех резолюций, наложенных на доклад о выступлении в 2015 году, а саму машину до отправки в Россию усиленно гоняли по танковым полигонам НОАК. В этом смысле спорт высших достижений позволил простимулировать интерес китайских военных инженеров к доработке собственного изделия, и как следствие, технологически Тип-96 заметно «подрос».

Игра по-крупному

И хотя прямое противостояние китайских танков с любыми другими маловероятно, для того, чтобы влезть на «большой танковый ринг» в 1999 китайские промышленники показали свой самый современный продукт — танк Тип-99. Однако при ближайшем рассмотрении Тип-99 выяснилось, что машина представляет собой «солянку» из замешанных в один корпус технологических решений из России и всего остального мира. В первую очередь обращал на себя внимание заниженный на фоне остальных машин силуэт — Тип-99 оказался на целых 40 сантиметров ниже западных ОБТ. 125-мм гладкоствольная пушка, скопированная с советской 2А46 образца 1970 года заявлялась производителем как ультрасовременная, хотя никаких значительных конструктивных изменений в орудие не внесли.

Единственное, что отличало китайское орудие от советского — стала увеличенная масса метательного заряда. Согласно опубликованным в открытых источниках исследованиям, планы китайских промышленников по установке 140-мм орудия так же пошли прахом — в ходе тестовой стрельбы ствол орудия просто разорвало. Еще один популярный вопрос, адресованный экспертам касается наличия у китайского Тип-99 систем активной защиты. Несмотря на то, что композитная броня, блоки динамический защиты и противодействия в Тип-99 имеются, полностью реализованного и готового к работе КАЗ, аналогичного российским «Арена», «Дрозд», «Штандарт» или «Афганит» у китайского танка нет.

Несмотря на очевидные сложности в сборке собственной машины, ВПК КНР активно продвигает собственные продукты и на международный рынок. Помимо традиционной «тяжелой» бронетехники Китай впервые представил на экспорт так называемый «легкий» танк VT-5. О характеристиках новинки известно немного. В зависимости от состава комплекта защиты масса танка может варьироваться от 33 до 36 тонн. Экипаж — три человека. Самое интересное место в новой машине — 105-мм нарезное орудие.

И хотя производство орудия в КНР давно освоено, сама технология производства, расчеты и решения пришли в Китай с британской пушки L7, расчеты которой, в свою очередь, производились с оглядкой на орудие танка Т-54. Однако странности с комбинацией орудия и посредственной защиты заканчиваются, когда раскрывается основное предназначение такой машины. «VT-5 это специализированный облегченный танк для действий в горной и другой труднодоступной местности. Отсюда ослабленное вооружение и броня при мощном двигателе», — отмечает в интервью телеканалу «Звезда» военный эксперт, старший научный сотрудник НИУ ВШЭ Василий Кашин. На первый взгляд, применение облегченных танков связано с целым рядом ограничений, но по словам экспертов, своего покупателя эта машина вполне может найти. «В целом — главный покупатель, скорее всего, Пакистан.

Несмотря на то, что легкие танки на экспорт из КНР еще не поставлялись, некоторые страны Юго-Восточной Азии и ряд стран Африки может этой машиной заинтересоваться», — добавил эксперт. Небольшой вес, ходовая и мощный двигатель — хорошие качества для современной боевой машины. Но как насчет надежности? В 2016 году, когда в ходе танкового биатлона от нагрузок рассыпалась ходовая специально подготовленного для соревнований китайского танка Тип-96, эксперты по всему миру начали обсуждать процент дефектной техники, как в составе НОАК, так и среди китайских машин, ориентированных на экспорт.

Перспектива оснащения зарубежных государств бронетехникой, собранной в Китае большинством экспертом воспринимается как удачная и неудачная сделка одновременно. С одной стороны, за сравнительно меньшие деньги по контракту любое государство может получить больше танков, но при этом, по совокупности качеств, это будут боевые машины, технологический потенциал которых серьезно отстает от техники зарубежного производства, в том числе и российской.

В этом смысле так же стоит вспомнить о несостоявшейся поставке китайских танков в Перу, об отзывах пакистанских военных, и собрать картинку с реальным положением дел воедино. Однако, даже несмотря на колоссальные сложности с созданием, эксплуатацией и конкурентоспособностью на мировых рынках, китайские производители продолжают работать над собственными продуктами. «И у нас (у России) и у них есть свои ниши. Они действительно во многом самодостаточны, но у нас уже есть Т-90 и «Армата», поэтому до нашего уровня им придется серьезно и длительно «подтягиваться»», — отметил военный эксперт, главный редактора журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

Специалисты отмечают, что желание танкостроителей из КНР заполучить в свое распоряжение побольше нуждающихся в современной технике клиентов — вполне нормально, но для того, чтобы «начать боксировать» на международном танковом ринге, китайскому ВПК нужно создать продукт, который по огневой мощи, надежности, стоимости, сложности эксплуатации и защищенности будет находиться на равных с изделиями других государств. Продажа танков VT-4 и VT-5 на экспорт может во многом поспособствовать укреплению позиций КНР на мировом рынке вооружений, однако без создания критически важных узлов боевой машины, таких как мощный двигатель, комплексы активной защиты, орудия и боеприпасов к нему серьезного клиента и большой объем закупки китайские машины не найдут.

Справедливости ради стоит вспомнить, что лучшей демонстрацией любого вооружения является его использование в настоящей войне. Однако правительство КНР со свойственной мудростью и терпением не стремится бросать свои самые современные машины в горячие точки по всему миру, предпочитая открытой демонстрации скрытую доработку. Окажется ли успешным такой подход — покажет время. Но к тому моменту, пока Китай доведет собственные машины до ума, весь оружейный рынок будет уже разделен.

Автор: Дмитрий Юров, телеканал» Звезда».