liu-zhou-573-port-sianukvil

Начиная с 2014 года, Китай проводит ремонт и переоснащение эскадренных миноносцев проектов 956Э и 956ЭМ, приобретенных в России в конце девяностых – начале двухтысячных годов. Согласно отдельным источникам, они получат новые системы вооружения, включая ударные крылатые ракеты CJ10 – китайский аналог американского «томагавка» и российского «калибра».

Пройдя модернизацию, данные эсминцы вновь станут самыми мощными боевыми единицами надводной компоненты ВМФ НОАК, при этом оставаясь самыми крупными по водоизмещению боевыми кораблями – носителями управляемого ракетного оружия.

В составе ВМФ России продолжают числиться шесть эсминцев проекта 956 «Сарыч», однако военные не уверены, сохранять ли их в боевом составе флота в течение следующих 15-20 лет, пока не подоспеют корабли дальней морской зоны следующего поколения. Между тем, сообщается модернизации с продлением сроков эксплуатации больших противолодочных кораблей проекта 1155.

По замыслу советских флотоводцев и конструкторов, большие проекта 1155 и ЭМ проекта 956, что проектировались и строились одновременно, должны были действовать в паре: первый решал вопросы борьбы с субмаринами, второй – с надводными целями. Сохранение только противолодочных кораблей может привести к несбалансированности боевых групп. Хочется надеться, что МО РФ найдет грамотное решение, которое может возникнуть в том числе и путем анализа «китайской модернизации».

Китайский путь

Хотя информация, поступающая из Поднебесной, разнится в зависимости от источника, поток новостей позволяет сделать следующий вывод. Руководство страны выдало местной промышленности задание, исполнение которого позволит продлить пребывание эсминцев российского происхождения в составе ВМФ НОАК еще на полтора-два десятилетия. Некоторые оригинальные системы заменяются на китайские. По крайней мере, часть радиоэлектронного оборудования будет сделана по образцу, что прошел апробацию на современных эсминцах тип 052D, разработанных с нашей помощью.

Некоторые источники утверждают, что российский противокорабельный комплекс «Москит» заменяется на YJ-12A, а зенитный «Ураган» – на «Штиль-1» или его китайские аналоги. Если «Ураган» может одновременно наводить ракеты на четыре-шесть целей, то «Штиль-1» с его многоканальной системой — до двенадцати, что позволяет эсминцу отразить «координированную атаку» самолетов и крылатых ракет одновременно с нескольких направлений. За счет более рациональной компоновки мест хранения боезапаса, число ракет (9M317M) хранимых на корабле, увеличилось.

Но самым важным изменением станет оснащение кораблей универсальными вертикальными пусковыми установками (УВПУ), в ячейках которых могут храниться ракеты нескольких типов – противокорабельные, противолодочные и ударные для поражения наземных целей. Если наша информация верна, то после модернизации эсминцы обретут небывалую ударную мощь благодаря включению в их арсенал крылатых ракет большой дальности типа CJ-10. Это китайский вариант американских «томагавков» и российских «калибров», производство которого набирает обороты на местных предприятиях.

Интересно заметить, что общее направление китайской модернизации совпадает с проектом 956У, предложенным ранее разработчиком корабля – АО «Северное Проектно-Конструкторские Бюро (СПКБ, генеральный директор – Владимир Ильич Спиридопуло). По одному из вариантов от ленинградских конструкторов, эсминец получал УВПУ 3С-14 для ракет комплексов «Оникс» и «Калибр». Рассматривалась возможность не только достройки ранее заложенных кораблей по проекту 956У, но и доработка строевых, начиная с головного. Однако этим планам не довелось осуществиться по причине недофинансирования вооруженных сил в девяностые годы.

Продолжением этой линии мог стать проект 21956, который, в виде масштабной модели, был представлен на морском салоне IDMS 2007 года, что открылся через несколько месяцев после передачи заказчику последнего серийного корабля – «Нинбо». Задуманный как дальнейшее развитие «Сарыча», проект 21956 отличаясь удлиненным, с 145 до 163 метров по ватерлинии, корпусом и полным водоизмещением, увеличенным до девяти тысяч тонн. Вооружение – дальнобойные ракетные комплексы «Калибр» и С-300Ф «Форт». Другим серьезным отличием должен был стать переход с паровых котлов на газотурбинную силовую установку. Чтобы понять причины такого решения конструкторов, требуется провести анализ базового проекта.

Проект 956

Проект 956 «Сарыч» отечественного эсминца третьего поколения разработан Северным проектным конструкторским бюро (СПКБ) в Санкт-Петербурге, по чертежам которого, начиная с 1946 года, было построено более 550 кораблей общим водоизмещением более 1,5 миллиона тонн. Корпус головного корабля заложили в марте 1976 года. Через пару лет корабль «Современный» спустили на воду, а еще через столько же вывели в Балтийское море на испытания. Новый тип получил обозначение НАТО «Sovremenny class».

Корабли проекта 956 шли на замену эсминцам проекта 56, созданных на основе опыта Великой Отечественной Войны и строившихся до конца пятидесятых. Артиллерия главного калибра обоих типов состояла из пары двуствольных башенных установок с орудиями калибра 130мм. Однако современная АК-130 более чем в шесть раз превосходила по скорострельности СМ-2-1. За минуту эсминец мог выпустить по врагу порядка шести тонн снарядов.

Зачем в век ракетно-ядерного оружия Советскому Союзу понадобились корабли со столь мощной артиллерией? По замыслу флотоводцев, эсминцы проекта 956 должны были обеспечивать высадку морского десанта, подавляя возможное сопротивление противника точным огнем – наводка выполнялась при помощи автоматизированной системы МР-184 с радиолокационным каналом. Хорошо зарекомендовавшая себя комбинация АК-130 и МР-184 в последствие нашла применение на крейсерах проектов 1144 и 1164, а также БПК проекта 1155.1.

Проект 956 мог защитить десантников на переходе морем и берегу при помощи зенитного комплекса «Ураган» — две ПУ с общим боезапасом 48 3М17/3M38M1. Зенитные ракеты наводились и на радиоконтрастные морские цели, а в случае обнаружения крупных кораблей противника они уничтожались тяжелыми ракетами 3М80 комплекса «Москит», по четыре в каждой из двух бортовых пусковых установках. Принятый на вооружение в 1984 году, комплекс имел в своем составе четырехтонные ракеты, разгонявшиеся до трех скоростей звука. Позднее на вооружение приняли усовершенствованный «Москит-М» с увеличенной дальностью стрельбы с 120 до 170 — 200км.

Противолодочное вооружение включало 533-мм торпедные аппараты и две пусковые установки неуправляемых ракет, которые также могли использоваться как противоторпедные. Есть площадка для вертолета типа Ка-27, и т.н. «телескопический ангар» (складное укрытие) для его временного хранения – постоянного базирования авиации не предусматривалось. Возможно, задачей взаимодействовавших с эсминцев вертолетчиков была выдача целеуказания противокорабельному комплексу за пределами (радиогоризонт) действия мачтовых радиолокаторов семейства «Фрегат».

Экспортный вариант

Советский флот принял «Современный» летом 1982 года, однако прошла еще пара лет перед тем, как экипаж полностью освоил новую технику, а промышленность довела бортовые системы до нужной кондиции. Всего отечественные моряки получили 17 кораблей, причем все они были построены на ленинградском Заводе им. А.А. Жданова, который сегодня известен как АО «Северная Верфь». Недостаток финансирования в девяностые годы заставили флот отказаться от дальнейших закупок, и недостроенные корабли были предложены на экспорт.

Пекин приобрел у Москвы четыре эсминца. Первая пара выполнена по проекту 956Э, следующая – улучшенному проекту 956ЭМ. Согласно открытым источникам, за них было уплачено 885 миллионов и 1,4 миллиарда долларов соответственно. Сегодня ВМФ НОАК – единственный иностранный оператор российских эскадренных миноносцев управляемого ракетного оружия (guided missile destroyers, DDG).

Первая пара — «Ханчжоу» (DDG 136 Hangzhou) и «Фучжоу» (DDG137 Fuzhou) – была принята заказчиком на рубеже веков, и отличалась от своих «систершипов» разве что экспортными вариантами исполнения ракет и радиоэлектронной аппаратуры. По огневой мощи корабли российской постройки значительно превосходили только что (в 1998 году) введенный в строй эсминец УРО «Шэньчжэнь» тип 051B (DDG167 Shenzhen) водоизмещением 6100 тонн. С прибытием в 2000 году, «Ханчжоу» полным водоизмещением 8000 тонн стал крупнейшим боевым кораблем ВМФ НОАК.

Поставленные в 2005-2006гг, эсминцы «Тайчжоу» (DDG138 Taizhou) и «Нинбо» (DDG139 Ningbo) — еще крупнее, полным водоизмещением 8500 тонн. Они построены по проекту 956ЭМ, с заменой зенитного ракетного комплекса на более современный «Штиль». Речь идет о вариантах морского исполнения на базе ЗРК сухопутных войск линейки «Бук». В процессе развития комплекса, его показатели последовательно улучшались, в частности, максимальная дальность стрельбы по воздушной цели выросла с 25 до 70 км.

«Тайчжоу» и «Нинбо» отличаются от остальных кораблей класса «Современный» установкой ангара для постоянного хранения вертолета Ка-28/Ка-31 (вместо складного укрытия) и увеличенным запасом топлива и средств поражения к нему. За это пришлось «заплатить» снятием кормовой артиллерийской башни. Артиллерийские системы ближней обороны АК630 заменены на зенитные ракетно-артиллерийские комплексы «Кортик» (с ракетами 9М311). Новые эсминцы из России превосходили строящиеся одновременно с ними китайские собственного проекта 52С/D – последние меньше по водоизмещению (6200т против 8500) и слабее вооружены.

Эскадренные миноносцы проектов 956Э/ЭМ на службе ВМФ НОАК представляют самые мощные отечественные ракетно-артиллерийские корабли, что когда-либо проданными за рубеж. Причем они остаются единственными эсминцами УРО российской постройки поставленными на экспорт. А вот статус самой крупной единицы ВМФ НОАК перешел к авианосцу «Ляонин» (Liaoning) – проданный Украиной незавершенным «Варяг» впоследствии был достроен на судоверфи в Даляне.

Котлотурбинная установка

Первоначально, на корабли проекта 956 ставились котельные агрегаты КВГ-2, состоящие из котла и турбонаддувочной аппаратуры, нагнетающего воздух в топки для повышения экономичности. Топливо – мазут, который по причине низкой стоимости обещал существенную экономию в эксплуатации. Приняв во внутренние емкости 1740 тонн мазута, эсминец мог пройти четыре тысячи морских миль экономическим ходом 18 узлов, а в случае необходимости разогнаться до 32-33 узлов. К недостаткам «мазутной системы» относят образование густого черного дыма на повышенных режимах работы – выгорают остатки топлива, образовавшиеся за время работы на холостом и малом ходу.

Корабли, построенные во второй половине восьмидесятых годов, получили агрегаты КВГ-3, «Ханчжоу» и «Фучжоу» – их доработанные варианты и модернизированной системой подготовки котельной воды, а «Тайчжоу» и «Нинбо» – КВГ-3Д работающее на легком топливе. Позднее дизельные варианты установили и на авианосец INS Vikramaditya проекта 11430, принятый ВМС Индии в 2013 году. Они отличаются трубками, изготовленными из иных конструкционных материалов.

Паротурбинная силовая установка представляет сложное техническое сооружение, требует соответствующего подхода и культуры эксплуатации. Прежде всего – хорошей подготовки и дисциплинированности личного состава. По информации разработчиков корабля, силовые установки поставленных на экспорт кораблей находятся в прекрасном состоянии в первую очередь благодаря тому, что китайские моряки отличаются высокой дисциплиной. Они правильно ведут подготовку котельной воды для котлотурбинной энергетики корабля. Соответственно, рекламаций по силовым установкам из Поднебесной не поступало.

Котлам с турбо-наддувом требуется профессиональная подготовка котловой воды, что не всегда получается у наших соотечественников. По причине неправильной эксплуатации техническое состояние котлов нередко оказывалось неудовлетворительным: горели трубки, засорялись клапаны, и корабли выходили из строя. Приходилось выполнять сложный ремонт, включая замену трубок на котлах.

По мнению судостроителей, дело – в несоблюдении инструкций разработчика и производителя. К сожалению, пренебрежительное отношение к технике являлось распространенным в тяжелые девяностые годы. По этой причине большинство кораблей проекта 956 утратили боеготовность. Ввиду отсутствия средств на ремонт, были списаны – шесть в девяностые годы и три в 2011-2012гг. «Сгубил их неумелый личный состав, прежде всего, матросы-срочники», — сожалеют сотрудники СПКБ.

В последние годы ситуация с кадрами ВМФ улучшилась, что позволяет поддерживать в боеготовом состоянии три эсминца. Еще один проходит ремонт и два — стоят в резерве. Из серии в семнадцать кораблей двенадцать были сданы промышленностью в восьмидесятые годы, еще три – в 1990-1991гг. Между 1985 и 1990 годами с Балтики на Тихий Океан перешли шесть эсминцев, из которых «Быстрый» остается в строю, а «Буйный» находится на ремонте, еще один – в резерве. Девять эсминцев служили на Северном Флоте, включая самый крайний «Адмирал Ушаков», принятый в 1994 году и сохранивший боеготовность. На Балтике остались два корабля, сданные в 1992-1993гг., в том числе флагман — «Настойчивый».

Вопросы модернизации

Сравнительная эксплуатация ВМФ России боевых кораблей большого водоизмещения с различной энергетикой показала, что самая простая и надежная в эксплуатации — газотурбинная установка, а для подводных лодок и крейсеров — атомная. Именно поэтому министерством обороны принято решение в первую очередь модернизировать газотурбинные и атомные надводные корабли. ЦС «Звездочка» отремонтировала крейсер «Маршал Устинов», «Севмаш» работает над «Нахимовым». Продление сроков эксплуатации и замена устаревших систем на новые ожидает оставшиеся в строю крейсера проектов 1164 и большие противолодочные корабли (БПК) проекта 1155, оснащенных газотурбинными силовыми установками.

А вот аналогичная тема по проекту 956 пока остается открытой. Турбозубчатые агрегаты, паровые турбины, редукторы и многие другие корабельные механизмы оставшихся в строю эсминцев находятся в хорошем состоянии. Радикальным решением считается замена котлов на газовые турбины. Промышленность готова работать в этом направлении, однако стоимость работ обещает быть высокой по причине больших переделок. В случае проведения отказа от дальнейшей эксплуатации проекта 956 может нарушиться баланс между количеством боеспособных БПК и ЭМ, а ведь по замыслу советских флотоводцев и конструкторов, корабли проектов 1155 и 956 должны были действовать в паре, вместе решая задачи противолодочной, противовоздушной обороны, уничтожения вражеских надводных и береговых целей.

Между тем, особую ценность эсминцы проекта 956 представляют в локальных конфликтах по типу сирийского. Его 130-мм скорострельные пушки пригодятся для поддержки захватывающей плацдарм морской пехоты, при уничтожении береговых целей, подавлении вражеской артиллерии и других случаях, когда ракетное оружие применять несподручно или накладно. А возможности по борьбе с надводными и воздушными целями будут существенно повышены путем замены «Урагана» — на «Штиль-1» или более современный комплекс, «Москита» — на «Оникс» или «Циркон», а добавление «Калибра» значительно повысит ударную мощь корабля.

Не получив заказов на модернизацию строевых эсминцев и постройку новых по проекту 21956, российская наука и промышленность занялись разработкой корабля дальней морской зоны следующего поколения «Лидер». Сначала им занимался Крыловский Центр, на стенке которого на морском салоне IMDS 2015 года выставлялась масштабная модель перспективного эскадренного миноносца. А в прошлогоднем интервью замминистра обороны Юрий Иванович Борисов подтвердил, что МО РФ вынашивает планы по закупке серии эсминцев проекта 23560 водоизмещением 14 тысяч тонн – на две трети крупнее ЭМ проекта 956 и на четверть – крейсера проекта 1164. Головной корабль намечен к сдаче в 2022 году. Что же касается ранее построенных эсминцев, то, повторимся, остается надежда на грамотное решение, которое может быть навеяно «китайской модернизацией».

Перспективное видение модернизированного проекта 956 предполагает рост его ударной мощи и защищенности, и, при этом, возможности экономии бюджетных средств путем доработки существующих кораблей вместо строительства новых при выполнении Государственной программы вооружений до 2025 года.

Автор: Владимир Карнозов, телеканал «Звезда».