The Mistral-class helicopter carrier Gamal Abdel Nasser (ex-Vladivostok) passes near the Anwar Sadat as it leaves the STX Les Chantiers de l'Atlantique shipyard site in Saint-Nazaire

Первый построенный для ВМФ России во Франции вертолетоносец «Мистраль» передадут Египту 2 июня. Как сообщили в компании DCNS, корабль покинет французскую верфь в Сен-Назере через несколько дней после церемонии. Второй «Мистраль» отправится в Египет в сентябре.

Церемония передачи первого из двух десантных вертолетоносцев класса «Мистраль», построенных на французской верфи STX во французском городе Сен-Назер, состоится 2 июня, сообщили в компании DCNS. Со ссылкой на неназванные источники информация об этом ранее появилась во французских СМИ.

«Церемония передачи первого вертолетоносца класса «Мистраль» под названием Gamal Abdel Nasser Арабской Республике Египет состоится 2 июня я Сен-Назере. Министры обороны Франции и Египта будут присутствовать на мероприятии вместе с главой DCNS Эвре Гийу (Herve Guillou) и главой STX France Лораном Кастеном (Laurent Castaing)», — сказал пресс-секретарь DCNS Эммануэль Годэ (Emmanuel Gaudez).

Gamal Abdel Nasser — такое новое имя получил один из кораблей в честь второго президента Египта. Второй корабль переименовали в честь другого египетского президента — Anouar el-Sadate.

«Универсальный десантный корабль Gamal Abdel Nasser покинет Сен-Назер через несколько дней» [после церемонии], — добавил собеседник. Он также отметил, что церемония передачи второго «Мистраля» должна состояться в сентябре.

История с вертолетоносцами «Мистраль» длится в общей сложности уже пять лет — с тех пор, как в 2011 году Анатолий Сердюков, бывший тогда министром обороны России, решил заказать у французской верфи огромные десантные корабли-вертолетносцы. Контракт на строительство пары кораблей-доков для ВМФ России был подписан в июне 2011 года между французской DCNS/STX и российским спецэкспортером вооружений — «Рособоронэкспортом». Стоимость его составила €1,2 млрд. Вертолетоносцы должны были войти в состав Тихоокеанского флота ВМФ России.

Универсальный десантный вертолетоносный корабль-док класса «Мистраль» способен развивать скорость более 18 узлов и совершать походы дальностью до 20 тысяч миль. Он имеет длину 199 метров. Осадка при водоизмещении 22,6 тысячи тонн — 6,42 метра. Экипаж корабля — 177 человек, плюс он имеет возможность перевозить на борту 480 человек. Авиагруппа включает 16 вертолетов, шесть из них могут одновременно размещаться на взлетной палубе.

Два вертолетоносца типа «Мистраль» — «Владивосток» и «Севастополь» — были построены по контракту с Россией и передача первого УДК «Владивосток» должна была состояться осенью 2014 года, а второго «Севастополя» — осенью 2015 года. Но президент Франции 25 ноября 2014 года принял решение приостановить поставку кораблей России по геополитическим причинам — из-за событий на юго-востоке Украины.

Замминистра обороны России по вооружения Юрий Борисов тогда заявил, что Россия будет ждать окончательного решения Парижа и не будет в выдвигать претензий, а лишь действовать в строгом соответствии с контрактом. Долгое время DCNS утверждали, что США и политика санкций против России не помешают строительству и передаче «Мистралей».

Расторжение контракта последовало лишь через 9 месяцев — в августе 2015 года Москва и Париж официально заявили — тема «Мистраля» закрыта. Пресс-служба Кремля 5 августа сообщила: «Президент Российской Федерации и президент Французской Республики приняли совместное решение о прекращении действия контракта на строительство и поставку двух десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Мистраль», подписанного в июне 2011 года».

По итогам соглашения, Россия должна полностью получить возмещение сумм, заплаченных авансом в рамках контракта. Выплаты по расторжению договора составили около €950 млн. Как поясняли в Минпромторге и «Рособоронэкспорте», оказалось, что в рублевом эквиваленте Россия получила почти вдвое больше суммы, выплаченной авансом за корабли: на руку сыграл обвал рубля.

Россия должна была одобрить перепродажу «Мистралей» Францией третьей стороне. Перед передачей новым владельцам с кораблей необходимо было снять все российское оборудование, в частности системы связи. Процесс демонтажа завершился во второй половине ноября.

Как тогда пояснил высокопоставленный источник в системе военно-технического сотрудничества, финал мероприятий происходил в мирной обстановке, французы очень сожалели, что ситуация обернулась таким образом.

Французские чиновники неоднократно заявляли об интересе других стран к бывшим российским «Мистралям», но реально покупателем вертолетоносцев стал Египет. Контракт на перепоставку пары кораблей был подписан 10 октября 2015 года в Каире. Торжественная церемония подписания прошла во дворце «Аль-Иттихадия» в Каире в присутствии президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси и премьер-министра Франции Мануэля Вальса. Передача кораблей планировалась в период с лета по начало осени 2016 года. Сообщалось также, что в приобритении «Мистралей» Египту финансово поможет Саудовская Аравия.

Россия, в свою очередь, предложила Египту приобрести у нее созданные специально для «Мистралей» корабельные вертолеты Ка-52К «Катран» — по официальным данным, переговоры об этой покупке все еще идут. При этом в марте текущего года замглавы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Владимир Дрожжов сообщил, что Египет пока не обратился к России за покупкой вертолетов Ка-52К для этих кораблей.

«У нас заявка на Ка-52 есть, а именно на Ка-52К корабельный «Катран», по-моему, пока нет, но мы такую возможность прорабатываем. Если, например, та же самая египетская сторона изъявит желание, но пока еще нет», — сказал Дрожжов в ходе международной выставки вооружений Defexpo India 2016.

Тем не менее, известно «Рособоронэкспорт» заключил с Египтом крупный контракт на 46 вертолетов «Ка-52», при этом не уточнялось, все ли они «сухопутной» версии или среди них есть часть корабельных. Если контракт на «Катраны» все-таки подпишут в текущем году, то поставки вертолетов могут начаться в 2017 году.

Кроме того, Россия может предоставить Каиру и отечественное оборудование, аналогичное тому, которое было снято с «Мистралей, но модифицированное под нужды ВМС Египта.

Как ранее сообщал источник, осведомленный о ходе переговоров о перепродаже «Мистралей» Каиру, египетские генералы изъявляли желание, чтобы их моряки обучались по точно такой же программе, что и российские. Первая группа египетских моряков прибыла в Сен-Назер на обучение в феврале текущего года. Теперь около 180 представителей ВМС Египта отправятся на кораблей «охранять Суэцкий канал».

Тем временем, в России планируют построить «свои Мистрали» — то есть универсальные десантные корабли, на которых смогут базироваться вертолеты Ка-52К. По словам замглавы Минобороны Юрия Борисова, подобные корабли войдут в государственную программу вооружений 2018-2025 годов. «Будем строить. Будут новые проекты, Объединенная судостроительная корпорация прорабатывает разные варианты, предлагает нам», — отметил Борисов.

В частности, на первом международном военно-техническом форме «Армия-2015» в прошлом году российские судостроители представили проект вертолетоносца «Лавина» водоизмещением в 24 тысячи тонн.