Sikorsky — X2

На интернет-канале «LockheedMartinVideos» в youtube.com выложен анимационный видеоролик, показывающий возможности перспективного вертолета Sikorsky-Boeing Future Vertical Lift, созданного на основе демонстратора технологий Sikorsky — X2.

Сикорский — X2 (Sikorsky X2) — экспериментальный вертолет фирмы «Sikorsky Aero Engineering Corporation», построенный на базе экспериментального S-69.

У него два несущих четырехлопастных соосных винта, вращающихся в противоположных направлениях и хвостовой толкающий шестилопастной воздушный винт. Управление вертолёта полностью электронное, то есть отсутствует механическая связь между органами управления и исполняющими устройствами

В вертолете использована концепция опережающей лопасти (ABC- Advance Blade Concept), когда подъемная сила винта создается только на идущих против воздушного потока лопастях (опережающих), что дает увеличение скорости полета до 560 км/ч.

Справка:

Каждая из лопастей несущего винта представляет собой небольшое крыло, создающее подъемную силу, которая зависит в числе прочего от скорости движения лопасти относительно воздуха, а также её установочного угла, то есть угла между плоскостью лопасти и плоскостью вращения винта. Чем больше этот угол, тем больше подъёмная сила.

Скорость движения вертолета прибавляется к скорости наступающих лопастей и вычитается из скорости отступающих лопастей. Если угол установки лопастей будет оставаться неизменным, подъемная сила на наступающей стороне будет значительно больше, чем на отступающей, и вертолет перевернется. Чтобы этого не произошло, на вертолетах классической конструкции применяется автомат перекоса, который циклически уменьшает угол установки лопастей на наступающей стороне и увеличивает на отступающей. Это стабилизирует вертолет, но не дает использовать весь потенциал подъемной силы..

На вертолетах Камова стоят соосные винты, вращающиеся в разные стороны, поэтому в боковой стабилизации нужды нет. Автомат перекоса используется только для того, чтобы лететь вперед. Для этого приходится увеличивать угол установки лопастей в задней части ротора и уменьшать в передней.

По контрактам с армией США было построено два экспериментальных вертолета S-69 с соосными несущими винтами. Один вертолет совершил первый полет в июле 1973 года, а в августе из-за потери устойчивости потерпел аварию и разбился. Летные испытания второго вертолета, дополнительно снабжённого по бокам фюзеляжа двумя ТРД тягой по 1350 кг, были начаты в июле 1975 года, однако оказались неуспешными.

Фирмой «Сикорский» был разработан ряд проектов вертолетов по концепции ABC для военного и гражданского применения, но ни один из них не получил финансовой поддержки. Нынешний проект скоростного вертолета создан в содружестве с корпорацией «Боинг».

Существующая отечественная программа создания перспективного скоростного вертолета (ПСВ) отстает от американской как минимум по срокам. Изначально предполагалось вести две параллельные разработки — Ми-Х1 КБ Миля и Ка-92 КБ Камова. Затем предпочтение было отдано разработке КБ Миля, а сейчас, похоже, обе программы отложены в долгий ящик. В мае 2016 года госкорпорация «Ростехнологии», однако же, сообщила, что «Вертолёты России» планируют пустить ПСВ в серию в 2022 году.

Проблемы, связанные с разработкой скоростных вертолетов, не ограничиваются сложностью их конструкции. Серьезную опасность представляет сильная вибрация, возникающая при определенных режимах полета. Кроме того, лопасти ротора такого вертолета могут двигаться со сверхзвуковой скоростью, что резко увеличивает сопротивление воздушного потока.

Не удивительно, что одна из публикаций в российских СМИ на эту тему носила явно негативное название «Миллиарды на утопию». Однако, утопия утопии рознь. Выдающийся советский авиаконструктор Роберт Бартини разработал множество уникальных летательных аппаратов и передовых технологий. Но лишь считанные единицы его разработок пошли в серию. Многие разработки Бартини были использованы другими конструкторами. Когда исследуешь творчество этого гениального инженера, невольно напрашивается мысль, что он чуть ли не сознательно тратил время и силы на исследование нереализуемых в то время концепций летательных аппаратов, то есть явных утопий. Это действительно так. Бартини просто смотрел в будущее и создавал интеллектуальный и технологический задел не только советской авиации, но и космоса.

Бартини был идейным, хотя и негласным, вдохновителем советской космической программы. Сергей Королев называл Бартини своим учителем. С Бартини были творчески связаны Ильюшин, Антонов, Мясищев, Яковлев многие другие главные конструкторы.

Сегодня в США компания «Сикорский», также как и «Space X» Илона Маска и целый ряд других компаний и корпораций занимаются вовсе не распилом бюджетных средств и конструированием технологических утопий. Их задача — глубокая разведка технологий будущего, без которой вообще невозможен технический прогресс, а возможно лишь слепое копирование чужих образов.

На российских авиафорумах можно встретить сетования, что американский скоростной вертолет «содран» с камовского Ка-92 и с разработок КБ Маслова. Ну, если уж вспоминать прошлое, то ведь и автомат перекоса изобретен российским инженером Борисом Юрьевым в 1911 году, а первая в мире модель вертолета — Михаилом Ломоносовым в 1754-м.

В карете воспоминаний о былых достижениях далеко не уедешь. Проблемой российского ВПК, да и всего индустриального комплекса, является не только отсутствие промышленных возможностей для крупносерийного производства современной техники. На первый план выходит мощный механизм бюрократического торможения передовых разработок, который невозможно произвести в тепличных условиях различных «техноинкубаторов» вроде Сколково или Роснано.

В США на помощь не слишком мощной в финансовом отношении компании «Сикорский» пришла гигантская корпорация «Боинг», и, надо думать, разработка скоростного вертолета будет доведена до конца. Американцы не сообщают практически никаких технологических тонкостей конструкции. Например, неизвестно, стоит на вертолете автомат перекоса (на всякий случай) или нет. В принципе он может быть спрятан под футуристическим дизайном вала ротора. Во всяком случае, существует американский патент на такое техническое решение, выданный в 2006 году инженерам «Sikorsky Aircraft Corporation» Timothy A. Krauss, Pedro L. Cabrera, David H. Hunter за номером US7695249 B2.

Никаких подобного рода разработкок отечественных изобретателей в открытом доступе не наблюдается. Хочу верить, что они просто засекречены, и российские Бартини существуют и поныне.